Вода и водоснабжение

В канун 76 годовщины Величавой Победы Федеральное агентство водных ресурсов продолжает говорить о роли водных объектов в ходе Величавой Отечественной войны 1941-1945 гг. в проекте «Реки Величавой Победы» @rekipobedy. Реки, озёра, водохранилища и болота не раз становились ареной и участниками событий: препядствиями на пути врага, спасителями, снабжавшими советскую армию пресной водой и продовольствием. Водоёмы были важными транспортными артериями, а от ГЭС зависело энергообеспечение стратегических объектов.

Одна из самых узнаваемых военных историй, связанная с водным объектом, – «Дорога жизни» в юго-западной части Ладожского озера, самого огромного пресноводного озера Европы. Это была единственная транспортная артерия, соединявшая блокадный Ленинград и остальную часть страны с 12 сентября 1941 г. по март 1943 г. Официальное заглавие – военно-автомобильная дорога №101/102.

За всё время существования «Дороги жизни» в город доставили 1 615 000 тонн груза, большая часть – продовольствие, медикаменты и горючее. Удалось эвакуировать свыше 1 376 000 человек, в первую очередь, малышей и женщин.

Путь по Ладожскому озеру не был обычным и безопасным. За полтора года больше тыщи автомобилей провалились под лед, заблудились и промерзли в пурге, были уничтожены немецкой авиацией. Уже в декабре 1941 года был отдан приказ водителям — ездить только с открытой дверью, чтобы успеть выпрыгнуть из кабины в случае налета германской авиации или ухода под лед. Несколько десятилетий после окончания войны, машины подымалиь со льда Ладожского озера.

«Дорога жизни» для участницы специального проекта «Реки Величавой Победы» Аллы Акежевой – часть домашней истории. Её рассказ от первого лица:

«Я расскажу о собственном дедушке, Половине Петре Семеновиче. Родился он 1 января 1910 г. В самом начале войны, 28 июня 1941 г., он был призван на фронт рядовым в пехотно-строевые войска шофером. В начале сентября их войска перебросили на Ленинградский фронт, где уже с 12 сентября было положено начало работы «Дороги жизни».


В эту гигантскую работу вложил частичку своего труда и мой дед- Половин Петр Семенович, который с первых и до последних дней блокады был шофером, возил на грузовике продовольствие, боеприпасы, перевозил людей.


Три раза его машина проваливалась под лед, но он, к счастью, спасался, был тяжело ранен. После прорыва блокады войска, в которых служил мой дед, перебросили под Свердловск.


Возвратился дедушка с войны сержантом, в сентябре 1945 г. имел медали «За отвагу», «За боевые награды», «За оборону Ленинграда».


В мирное время работал шофером на хлебозаводе в г. Черкесске.


На данный момент, к сожалению, нет с нами моего дедушки, но мы будем держать в голове о нем и помнить о том, «какой ценой завоевано счастье…»»

 

Желающие участвовать в проекте «Реки Величавой Победы» могут присылать фотографии водных объектов во времена Величавой Отечественной войны, рассказы ветеранов водной службы, истории, связанные со схватками на берегах водных объектов, защитой гидротехнических сооружений. Форму необходимо заполнить на сайте рекипобеды.рф.

 

28.04.2021 Пресс-служба Росводресурсов

По материалам voda.gov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *